Удачное название бренда — залог узнаваемости и доверия клиентов. Имя может многое рассказать о компании: тем самым выделить ее среди конкурентов, привлечь внимание потребителей. Расскажем о правилах нейминга и о наиболее эффективных методах создания запоминающегося имени.
Что такое нейминг и зачем он нужен
Под неймингом понимают процедуру создания имени бренда или какого-либо его продукта. Это элемент брендирования, который часто идет вместе с разработкой логотипа, корпоративного стиля и слогана.
Принципы успешного нейминга:
- 
	Простота и запоминаемость. Потребители быстро усваивают лаконичные и яркие имена, ассоциативно вспоминают их и часто используют в беседах. Например, косметическая продукция Estel на слуху у потребителей во многом благодаря названию — оно краткое, изящное, вызывает ассоциации с уверенной в себе девушкой и словом «эстетика». 
- 
	Соответствие законам. Правила содержатся в статьях 54 и 1473 ГК РФ. Так, название компании не должно противоречить этическим нормам, содержать наименования стран и субъектов РФ. Исключения — унитарные государственные предприятия. 
- 
	Созвучие нише бизнеса. Название, в котором обыгрывается род деятельности, принесет больший результат, чем далекое от него понятие. Когда покупатели видят вывеску с названием «Безе», они сразу связывают его с кондитерским магазином. А вот наименование «Восторг» слишком абстрактно и не вызывает устойчивых ассоциаций. 
- 
	Оригинальность. Салоны красоты, названные женскими именами, стали банальностью для российских городов. Как и слишком буквальные имена а-ля «Мир сумок». Лучше не выбирать такой шаблонный путь и стараться быть более заметным. Например, салон «Имидж Холл» ассоциируется с элитарностью и индивидуальным подходом, а «Светлана» — с провинциальным бюджетным сервисом. Но если нет задачи выделиться, нужно привлечь именно широкую аудиторию, которую интересует эконом-вариант, то второе название будет удачнее. 
- 
	Отсутствие негативных подтекстов. Покупатели могут не захотеть пользоваться услугами бренда, название которого вызывает неприятные ассоциации. Например, салон оптики «Очкарик» вряд ли посетят бывшие жертвы школьного буллинга. 
- 
	Звучание на других языках. Если не предусмотреть выход на международный рынок заранее, компания понесет убытки: из-за невостребованности товара или расходов на ребрендинг. Пример неудачного нейминга — американские ткани Puffs. Они не снискали успеха на рынке Германии из-за того, что на немецкий сленг название бренда переводится как «публичный дом». А создатели российско-нигерийского нефтегазового проекта Nigaz не учли, что его название созвучно с неполиткорректным словом nigga и потенциально оскорбительно для афроамериканцев. 
  
Бывают случаи, когда продукты с неудачными названиями становятся популярными — благодаря исключительному качеству, умелому маркетингу или на волне хайпа. Например, после того как в сети завирусился казахский юмористический ролик, в России выпустили шампунь «Жумайсынба», который мгновенно нашел свою аудиторию. Однако важно помнить, что спрос на такую продукцию может быть временным.
Основные методы
Если вы сомневаетесь в выборе названия, используйте:
- 
	Ассоциации. Отталкивайтесь от свойств вашего бренда. Так потребители поймут, чем вы занимаетесь и какой результат ждать от использования продукта. Например, в книжном магазине «Живое Слово» покупатели ожидают найти актуальную литературу, а в «Аристотеле» — научные и философские издания. 
- 
	Аббревиатуры. Благозвучные, оригинальные акронимы и сокращения запоминаются быстро. Особенно, если они составляют полноценное слово. Например в Сибири многим известна аббревиатура КРЯКК — Красноярская ярмарка книжной культуры. 
- 
	Неологизмы. Выдуманные слова придают бренду уникальности. Например, название магазина «Винилотека» сразу указывает на деятельность компании и на широкий ассортимент. 
- 
	Усечения. От ключевых свойств бренда «отрывают» часть слова, либо компонуют их с другим фрагментом. Так образовалось название Microsoft — от слов Microcomputer и Software. 
- 
	Имена. Способ подходит для уникальных или высококачественных продуктов. Например, Tom Ford, «Лаборатория Касперского» или сырки «Б. Ю. Александров». 
- 
	Рифмы. Созвучное название запомнится, если будет кратким и информативным. Пример — цветочный магазин Flower Power. 
- 
	Превосходство. Здесь используют гиперболы или приставки супер-, мега- и прочие. Например, «Мегамарт» демонстрирует масштаб магазина. 
Этапы нейминга
Определение ЦА. Узнайте, с чем потребители ассоциируют вашу продукцию, чего от нее ожидают, какие свойства ценят больше всего. Оцените, какую компанию с аналогичной продукцией покупатели считают лидером рынка.
Анализ рынка. Важно придумать уникальное название, чтобы покупатели не спутали ваш бренд с конкурентами. Изучите товары других компаний и тенденции их нейминга. Это также поможет лучше понять потребности и вкусы аудитории.
Обсуждение идей. Выберите название бренда в несколько этапов:
- 
	Генерация. Проведите мозговой штурм — пусть сотрудники свободно предлагают любые названия, даже самые фантастические. Иногда на первый взгляд глупые имена оказываются самыми удачными, если их грамотно адаптировать. 
- 
	Отбор. Отфильтруйте варианты по критериям соответствия ценностям бренда, маркетинговым задачам, УТП. 
- 
	Выделение узкой группы. Оставьте несколько наиболее удачных названий и выберите/составьте на их основе идеальное имя. 
  
Проверка уникальности. Выясните, не зарегистрировано ли выбранное или похожее на него имя за другой компанией. Воспользуйтесь базой товарных знаков и дополнительно обратитесь за проверкой в Роспатент или МКТУ — имя может быть закреплено за офлайн-предприятием и не занесено в реестры электронных сервисов.
Прогоните название по базе доменных имен. Если оно занято, вам придется дополнительно разрабатывать адрес сайта.
Регистрация бренда. Обратитесь в Роспатент:
- 
	получите консультацию специалистов или узнайте о процедуре на сайте — в образце заявления указано, какую информацию вам нужно предоставить; 
- 
	заполните заявление и прикрепите необходимые документы; 
- 
	уплатите госпошлины — их несколько на разных этапах регистрации; 
- 
	дождитесь результатов экспертизы — название проверят на уникальность и соответствие законодательству РФ; 
- 
	получите свидетельство на товарный знак. 
  
Возможные проблемы при разработке нейминга
Есть риск допустить ошибки, если использовать:
- 
	Многословие. Длинные названия не запоминаются — переводите их в аббревиатуры. 
- 
	Омонимы, многозначные и малоизвестные слова. Убедитесь, что аудитория корректно поймет смысл названия. 
- 
	Неоднозначную транскрипцию. Создаст сложности при вводе адреса сайта в строку браузера. Например, букву «ч» можно записать как ch или tch. Старайтесь по минимуму использовать их в названиях. 
- 
	Неуместный юмор или ассоциации. Оскорбительные или примитивные шутки негативно повлияют на репутацию компании. 
Коротко о главном
- 
	Нейминг — это разработка и присвоение названия компании или отдельному продукту. 
- 
	Имя влияет на репутацию бренда, отношение аудитории к компании. Название должно быть уникальным, запоминающимся, благозвучным и не противоречащим законам РФ. 
- 
	Из-за неудачного названия бренд может не «прижиться» на внутреннем рынке. Выход на международный уровень также усложнится, если не проверить имя на интернациональную благозвучность. 
- 
	Имя бренда необходимо регистрировать через Роспатент. 
